КИНОМАНИЯ

"Тони"

"Toni"

(Франция, 1934г.)

Продюссер:
Пьер Гольт.
Режиссер:
Жан Ренуар.
В ролях:
Шарль Блаветт (Тони)
Пол Боззи
Макс Дальбан (Альберт)
Эдуард Дельмонт (Фернан)
Жени Элиа (Мари)
Андре Ковачевич
Селиа Монтальван.
Сценаристы:
Карл Эйнштейн
Жак Лебер
Жан Ренуар.
Композитор:
Пол Боззи.
Оператор:
Клод Ренуар.
Монтаж:
Сюзанна Де Тройе
Маргарита Ренуар.
Жанр:
драма.
Время:
1 час. 35 мин.
Система записи:
Пал. Ч/б.
Звук:
моно.
Премьера:
22 февраля 1934г.

---------------------------------

Фильм рассказывает о жизни рабочих-иммигрантов на юге Франции.

"Тони" был и для Жана Ренуара, и для всего французского кинематографа открытием, постижением новой, дотоле кинематографистам неведомой сферы, постижением новых людей, отношений, чувств, открытием нового выразительного языка. Камера Ренуара выходит из павильона, он снимает актеровнепрофессионалов, с любовью обрисовывает повседневную жизнь своих героев. В "Тони" Ренуар предвосхищал кинематограф итальянского неореализма, появившийся много лет спустя. Неровное и несовершенное произведение, "Тони", как справедливо замечает историк Жорж Садуль, "ключевой фильм".

"Тони" в те годы был не просто хорошим, талантливым фильмом, но был и хорошим поступком. Было важно и порядочно рассказать о рабочих-иммигрантах, итальянцах и испанцах, рассказать сердечно и сочувственно, увидеть их доброту, человечность, достоинство.

История, которая рассказана в фильме, была взята из уголовной хроники, но изменена до неузнаваемости.

Действие фильма начинается с приезда во Францию безработных итальянцев. Предъявив полиции документы, ухвативши сундучки они идут по дороге. Кто-то запевает песню о прощании с Неаполем. На этом как бы заканчивается пролог фильма. Кадры эти были бы просто похищенными из неореалистического итальянского фильма, если бы "Тони" не появился на экранах за двадцать лет до возникновения неореализма.

Связан ли с "Тони" послевоенный итальянский кинематографический неореализм? Этот вопрос возникает почти неизбежно.

Действительно, аналогии "Тони" с фильмами итальянского неореализма напрашиваются сами собой. И не просто аналогии - совпадения: итальянцы-рабочие, контрастное южное освещение, преобладание натурных съемок, песни под гитару, свободное, как бы случайное построение кадра.

"После итальянского открытия, - писал историк Жорж Садуль, - когда я познакомился с Росселлини, Де Сика, Дзаваттини, мой первый вопрос был: "Вы видели "Тони"?" В 1946-1947 годах они не знали даже его названия". Тем не менее Садуль считает, что "Тони" подействовал на них через другие фильмы Ренуара и оказал "решающее воздействие".

А кроме того, Лукино Висконти был ассистентом Ренуара. Мог ли он не видеть фильмов своего патрона?

Жан Ренуар писал в своих воспоминаниях о съемках фильма "Тони": "Я жил, как мог, делая немногочисленные жалкие фильмы, пока Марсель Паньоль не позволил мне снять "Тони".

"Тони" стал для меня возможностью снимать понастоящему, вырваться из глубокого конформизма, которому столь преданы руководители кинопромышленности. Короче - это была свобода души и тела, без которой никто в мире не может сделать настоящего произведения.

Во время съемок "Тони" я многому научился. Этот фильм дал мне мужество, необходимое для того, чтобы экспериментировать в различных направлениях."

(c) Константин Мищенко , 1996г.

---------------------------------

Если у вас есть дополнительная информация по этому фильму, сообщите, пожалуйста, по адресу , с пометкой в Subject: info