Добротная и хорошо сделанная картина, рассказывающая о трагических событиях гражданской войны в Испании.
Девид (Харт), безработный англичанин, оставляет свой родной Ливерпуль и под влиянием левых идей весной 1936г. приезжает в Испанию чтобы защищать демократию от фашистов. Там он находит много новых друзей. Девид вступает в один из отрядов народного ополчения. После того как он был ранен, Девид отправляется в Барселону в госпиталь и там вступает в коммунистическую партию Испании, но он также становится свидетелем разногласий в рядах своих сторонников. Это так сильно повлияло на Девида, что он возвращается к своим прежним соратникам, совершенно уже не понимая на чьей стороне правда. Но это как бы один пласт событий. Второй разворачивается на личностном уровне. Мы можем наблюдать трагическую историю любви Дэвида и его соратницы по борьбе испанки Бланки (Пастор). Эта сюжетная линия постепенно затмевает более масштабную о судьбе коммунизма в Испании и отодвигает на задний план, пусть нужные, но пустопорожние, с точки зрения режиссера, разговоры о социальной справедливости и равенстве.
Кен Лоуч, которому в этом году, кстати, исполняется 60 лет, всегда славился умением снимать серьезное кино. Начиная со своего дебютного фильма "Бедная корова" (1967г.) и заканчивая последней картиной, которой посвящен этот обзор, Лоуча всегда волновали социальные идеи. При этом у Лоуча они всегда носили ярко выраженную "левую" направленность. В фильме "Земля и свобода" Лоуч по-прежнему остался верен себе, но коммунистические идеи на этот раз приобрели некий анархистский характер. Коммунисты у Лоуча выглядят этакими варварами, убивающими ни в чем не повинных людей. А, в свою очередь, ребята из ополчения предстают перед зрителем очень симпатичными героями не унывающими никогда.
Симпатично снята сцена когда испанские крестьяне громко обсуждают какой форме собственности на землю следует отдать предпочтение - частной или коллективной. И, в свою очередь, очень эмоционально снята кульминационная сцена гибели главной героини. Рванный ритм камеры, звуков и движений актеров очень здорово передают весь драматизм происходящего. Невольно начинаешь переживать симпатичным и очень темпераментным испанцам убивающих друг друга.
Из актерских работ следует отметить исполнительницу роли Бланки Розану Пастор. Впрочем, и Йен Харт довольно неплох в роли главного героя. Все остальные исполнители играют очень ровно и выделить кого-либо не представляется возможным.
Если говорить в целом о картине, то следует отметить некоторую затянутость действия, отсуствие четкой сверхзадачи у режиссера, который ее отсутствие старается компенсировать банальными рассуждениями о ценности каждой человеческой жизни, об ужасах войны, о прелестях мирной жизни. Но все это сочетается с культурой показа, с отсутствием режиссерских "фортелей" и в целом логичным развитием событий. Ну и кульминационная сцена, несмотря на некоторую незначительную сентиментальность, конечно же спасает фильм от поверхностного восприятия зрителем. Просто, успеваешь за время фильма полюбить этих симпатичных персонажей и начинаешь сопереживать всем сердцем за развитием событий.