КИНОМАНИЯ

"Двенадцать обезьян"

"Twelve Monkeys"

( США, 1995г.).

Продюссеры:
Роберт Кавалло
Марк Эджертон
Роберт Кесберг
Гари Левинсон
Ллойд Филлипс
Чарльз Ровен
Келли Смит-Уэйт.
Режиссер:
Терри Гиллиам
В ролях:
Брюс Уиллис
Меделин Стоу
Бред Питт ("Золотой глобус" за лучшую мужскую роль второго плана
номинация на "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана)
Кристофер Пламмер
Джозеф Мелито
Джон Седа
Майкл Ченс
Вернон Кембелл
Боб Адриан
Саймон Джонс
Керол Флоренс
Билл Реймонд
Эрнст Абуба
Джоел Перилло
Нил Джонсон
Брюс Киркпатрик
Джон Блейсс
Луис Липпа
Пат Диас.
Сценаристы:
Девид Уэбб Пиплз
Джанет Пиплз.
Композитор:
Пол Бакмастер
Том Уэйтс.
Оператор:
Роджер Пратт.
Художник:
Джеффри Бикрофт.
Художник по костюмам:
Джули Уэйсс (номинация на "Оскар").
Жанр:
драма/научная фантастика/боевик/приключения.
Производство:
"Atlas Entertainment"
"Universal Pictures"
Время:
2 час. 10 мин.
Система записи:
Пал. Цветной. Доступный на видео.
Премьера:
27 декабря 1995г.
Место съемок:
Балтимор (Мериленд, США)
Кемден (Нью-Джерси, США)
Сити Холл (Филадельфия, Пенсильвания, США)
Театр "Мет" (Филадельфия, США)
Библиотека Риджевей (Филадельфия, Пенсильвания, США)
Монреаль (Квебек, Канада).
Формат негатива:
35 мм.
Процесс:
Cooke Series 3 lenses/Moviecam Compact camera ; Cooke Series 3 lenses/Moviecam Compact camera. Формат печати: 35 mm.


Экранизация романа Бенжамина Блейка. Фильм также является римейком экспериментальной французской коротометражной ленты "Дамба" ("Jetee, La", 1962г.), режиссера Криса Меркера, которая длится всего 28 мин.

В 1997 году от неизвестного и смертельного вируса погибло 90% населения Земли. Миром стали править звери. Только 1 % населения остался в живых к 2035 году. И они вынуждены прятаться под землей. Но люди предпринимают попытку изменить ситуацию. С целью собрать информацию о происхождении эпидемии добровольца-бандита Джеймса Коула (Уиллис) отправляют в прошлое, в 1996 год: в этом году банда преступников-ученых под названием "Армия 12 обезьян" разработала смертоносный вирус. Коул не сразу попал в нужное время. Сначала его занесло в 1990-й год, где благодарное человечество запрятало его в психбольницу где его лечит очаровательная доктор Кэтрин Рейли (Стоу). Там же он знакомится с Джеффри Гоинсом (Питт), безумным сыном известного ученого-вирусолога. Удрав из психбольницы, Коул очутился в 1917-ом году, в эпицентре газовой атаки. И только на третий раз наш герой прилетел в 1996-й год, где похитил доктора Рейли, чтобы с ее помощью найти и обезвредить банду "Армия 12 обезьян". Но человечество не оценило его подвиг. На спасителя человечества объявлен розыск, его считают сумасшедшим маньяком, за ним охотится полиция. Плюс ко всему же он влюбляется в Рейли и решает не возвращаться в свое время.

Режиссер Терри Гиллиам личность в искусстве довольно известная и каждая его работа ("Король-рыбак", "Бразилия") заслуживает вниания. Но, что самое важное, рассматривать его работы необходимо именно в контексте всего его творчества. Терри Гиллиама - он не только режиссер, но и мультипликатор, художник, актер и автор спецэффектов. Он также известен как член знаменитой английской комедийной группы "Монти Пайтон".

В фильме "12 обезьян" режиссер нам предлагает хитроумную смесь из перекрестных ссылок, откровенных цитат и заимстований из различных классических шедевров кино таких как, например, картины Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" ("Strangers on a Train", 1951г.), "Птицы" ("Birds, The", 1963г.), "Психо" ("Psycho", 1960г.), "Север-Северо-Запад" ("North by Northwest", 1959г.), "Головокружение" ("Vertigo", 1958г.). Также сдесь можно найти цитаты из фильмов "Обезьяний бизнес" ("Monkey Business", 1931г.) комедии с участием братьев Маркс, комедии "Колокольчик, книга и свеча" ("Bell, Book and Candle", 1958) с участием Джека Леммона и Джеймса Стюарта и многих других. К тому же режиссер смешивает все это таким образом, что уже понять где "12 обезьян", а где "Психо" или "Птицы" уже сложно и практически невозможно. Да и не нужно. Ко всему же, постоянные перемещения главного героя во времени окончательно запутывают ситуацию, но так как режиссер опытный он не даст пропасть зрителю и к концу фильма все таки расставит точки над "и", но последним аккордом еще раз все "перехлестнет" и завершит на оборвавшейся ноте, которая оставит впечатление таинственной опасности и за себя самого и за все человечество в целом.

Картина, безусловно, заслуживает внимания любителей серьезного кино, но есть опасность не попадания в культурный контекст фильма, из-за чего возможно поверхностное восприятие этого неоднозначного творения сделанного в духе гениальных "Монти Пайтон", но без их "черного" юмора и издевательства над всем и всеми.